Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Ноябрь 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Календарь Календарь

Партнеры
Создать форум


М. Владыкин об черкесах. Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу. 1885 г.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

М. Владыкин об черкесах. Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу. 1885 г.

Сообщение автор Greylag в Пт Фев 08 2013, 16:11

М. Владыкин. Путеводитель и собеседник в путешествии по
Кавказу. В 2-х частях. Часть I. Москва, 1885 г.
"Величавая, суровая и недоступная местность приучала горца с малолетства презирать все опасности… Отважный джигит (наездник), как отважный купец средних веков, пользовался всеобщим уважением: и тот и другой рисковал головой в случае неудачи. Следовательно, прав ли был горец с его точки зрения, также как и с точки зрения других горцев? Прав, разумеется. Здесь война и грабеж были возведены в принцип, как то случалось и у народов, носивших название цивилизованных, - только у горцев дело делалось на чистоту и обходилось без всякаго прикрывательства и обмана…
Жизнь горца сложилась следующим образом. Всю тяжелую домашнюю работу на Западном Кавказе исполняли рабы, а на восточном рабы и женщины, хозяин же заботился только о приобретении, почему и проводил большую часть своей жизни в набегах, как банкир проводит все свое время в конторе. Добыть что-нибудь удалым грабежом составляло славу черкеса; ближайшие соседи были для него, в этом отношении, ничем не лучше русских; у молодежи славолюбие играло тут большую роль, чем жажда корысти.
Судопроизводство по адату (по обычаю) и по шариату (Корану) у черкесов было публичное, - чего до недавних времен не имела Европа, - за то у них не было никакой администрации, которою Европа была снабжена уже чересчур много. Полиция черкеса была его кинжал и шашка; отсюда произошла безобразная канла (кровомщение), принимавшее зачастую самые чудовищные размеры. У западных черкесов, имевших аристократию и дворянство, последнее, разумеется, предпочитало суд по адату, державшемуся старых обычаев и привилегий, - простой же народ предпочитал шариат…
Честью, сообразно своим понятиям о ней, черкес дорожил больше всего и за малейшее оскорбление ея платил мгновенно – или выстрелом, или кинжалом. Кроме храбрости, скромность и уважение к старшим почитались высшими добродетелями, а гостеприимство было самым священным обычаем. Горец не позволял даже себе спросить об имени приезжего гостя, и самый богатый князь не почитал для себя унизительным держать стремя приезжаго в то время, когда тот слезал с лошади, хотя бы это был самый последний бедняк. Странные эти люди – горцы – обладали многими добродетелями, которыя сделали бы честь всякому образованному человеку…

Кабарда и кабардинцы.
Кабардинцы живут по обе стороны Терека, к северу от главнаго хребта. Река эта делит их землю на две части: западная, между Тереком и Малкой, называется Большой Кабардой, а восточная, между Тереком и Сунженским хребтом – Малой Кабардой. Вольные или беглые кабардинцы жили до окончания войны в долинах обоих Зеленчуков и были также известны вообще под именем абреков.

Большая часть Большой Кабарды покрыта лесом, состоящим из различных пород простых и фруктовых деревьев, а в Малой Кабарде лес растет только по северному склону гор, образующих ея южную границу. Трава (особенно в Большой Кабарде) отличается таким ростом и питательностью, что сложилась пословица: «в Кабарде один год – теленок, а другой год – корова». Добротность кабардинских лошадей, живущих весь год на подножном корму, известна: они не знают ковки и в течение целаго месяца могут делать переходы от 60 до 100 верст без дневок.
Кабардинцы, живя на плоскости, по необходимости ранее других горцев вступили в дружественныя с нами сношения. Они принадлежат к племени адиге (у русских – черкесы), населявшему почти всю западную половину Кавказа, и составляют самое богатое, самое образованное и вообще, если можно так выразиться, самое цивилизованное из всех адигских племен. Кабардинские аристократы считались и считаются образцом моды для всех остальных горцев".


М. Владыкин. Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу. В 2-х частях. Часть II. Москва, 1885 г.
"… Кабардинцы принадлежат к черкесскому племени адиге, жившему от Терека до Чернаго моря, по северному склону гор и по плоскости, лежащей на продолжении этого склона – нынешнему Закубанью. Несмотря на то, что адигейцы разделились на множество колен, они, все-таки, составляли самый сильный народ из всех племен Севернаго Кавказа, а кабардинцы между всеми адиге занимают первое место. Их благородный тип, изящество манер, уменье одеваться и держать себя в обществе до того поразительны, что сразу дают возможность отличить кабардинца от всякаго другаго горца…. Кабарда была вполне дворянская рабовладельческая республика, без всякаго даже признака верховной власти, как было напр., в Польше. Одинаковыя причины порождают и одинаковыя последствия. Как ни странно покажется с перваго взгляда, но если мы откинем в сторону разницу в обычаях и формах Европы и Азии, то между дворянством прежней Польши и дворянством Кабарды отыщется большой сходство: те же, своего рода, магнатство и шляхта, те же необузданное своеволие и та же гордость; те же исключительно дворянския занятия, т.е. война, охота и хозяйство, основанное на крепостном праве; те же изящная наружность и личная храбрость; то же пренебрежение ко всякому труду и то же широкое гостеприимство. Самая хваленная кабардинская скромность была, по существу, не менее тщеславна, чем шдяхетское хвастовство…. В Кабарде…, где дворянство не получило вовсе даже внешней европейской цивилизации и, вследствие того, не выродилось в особое, чуждое для народа племя, крепостное право не поражало так своим безобразием, как оно поражало в странах, где перемена эта имела место. Здесь, действительно, отношения между господами и их рабами имели вид совершенной патриархальности. Простота жизни, отсутствие роскоши и обилие земель делали ненужным выжимание из холопей последних соков, а холоп вполне разделял уверенность своего господина в том, что настоящего дворянина и князя мог создать только Бог.

Нужно заметить, однако, что между воровством кабардинских дворян и воровством, как мы понимаем это слово, существует огромная разница. Кабардинцы от безделья только и думали, что о войне, а за недостатком ея принимались за воровство с целью показать свою удаль…. Что делает кабардинцам особую честь, так это их строгость относительно поджогов. Для поджигателя у них не существовало никаких смягчающих обстоятельств. Уличенный, кроме обязанности выплатить двойную стоимость сгоревшаго имущества, лишается права голоса, права быть свидетелем и проч., словом – становится парией общества, и ему остается только бежать куда-нибудь, чтоб избавиться от общаго позора. Даже в прежнее время, когда, при наступлении наших войск, их собственныя жилища, хлеб и стога пылали в огне, кабардинцы никогда не платили нам тем же; напротив, они всегда являлись лучшими и энергическими деятелями против пожара.

Шамхалы Тарковские долее всех кавказских владельцев сохраняли свою номинальную независимость – и это, единственно, благодаря их полной и безусловной покорности русскому правительству, разумеется, за совершенной невозможностью сопротивления. По всем сведениям, это были вполне маленькие, совершенно невежественные азиатские деспоты, лишенные всякой энергии, ожиревшие и отупевшие в своей бездеятельности…. Правительство, щадя права Шамхалов, смело могло рассчитывать на их покорность, а Шамхалы, в свою очередь, не щадили никаких усилий для удержания своих подданных в полном повиновении. Когда, в 1843 г., весь Дагестан был в полном возстании, они расправлялись со своими подчиненными, заподозренными в сочувствии к мюридизму, таким манером: заподозренный обыкновенно приглашался на прогулку, и там его нукеры Шамхала преспокойно закалывали изменнически, по данному сигналу".

Ну а то, как "нукеры Шамхала преспокойно закалывали изменнически" напоминает мне, как приглашали кабардинских князей в гости горские татары, и, сидящего за "гостевым" столом ничего не подозревающего, подло в спину расстреливали.

Greylag

Сообщения : 248
Дата регистрации : 2013-02-08

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения