Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Ноябрь 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Календарь Календарь

Партнеры
Создать форум


Звалбай С. Зимние походы убыхов на Абхазию.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Звалбай С. Зимние походы убыхов на Абхазию.

Сообщение автор Greylag в Пт Фев 08 2013, 16:07

Кавказ. Тифлис, 1852. № 33.
Ежегодные походы убыхов в Абхазию заслуживают особеннаго внимания по многим обстоятельствам и в особенности по необыкновенным затруднениям с какими они совершаются. Земля, населенная убыхским племенем, мало способная к разведению хлебопашества, может однако же обеспечить продовольствием населяющее ее в настоящее время племя; но убыхи делают набеги на соседния племена и на Абхазию, не вследствие недостатка средств к существованию, а из неугомонной страсти и приключениям и грабежу.
До 1824 года они делали набеги на Абхазию в каждое время года. В 1825 году, партия убыхов, состоящее более чем из 1000 человек, под предводительством Сааткерея Адагва-ана Берзека, предприняв поход в Абхазию в летнее время, при спуске на абхазския равнины, была замечена в горах пастухами. Предупрежденные абхазцы приняли меры предосторожности, дали время партии спуститься с гор, заняли все горные проходы, чрез которые враги могли сделать отступление, и уничтожили всю партию. Предводитель ея пал жертвою своего удальства. С тех пор убыхи делают набеги только в зимнее время, и постоянно делают их в следующем порядке.
Перед выступлением партии избирают предводителя. В это звание может попасть только человек известный уже своею храбростию. Происхождение тут не имеет никакого влияния. Избираемый должен быть человеком обстрелянным, который находился уже в нескольких походах простым воином, после начальником небольших партий, от 10 до 30 человек, и оказал примеры мужества и распорядительности. Кроме того требуется от предводителя, чтобы он был крепкаго телосложения, мог переносить холод и голод, и чтобы во всем служил примером для партии. Избранный пользуется во время похода безусловным повиновением, и каждый воин, без различия происхождения, переносит от него терпеливо брань и даже побои; за что в другое время тот же предводитель заплатил бы своею жизнию. Такое безусловное повиновение убыхов, избранному вождю, тем более замечательно, что они по настоящее время не признают у себя никаких властей.
Новый предводитель назначает место для сбора. Выбирается обыкновенно какое либо не обитаемое ущелье, отстоящее не более как на один переход от последней деревни, лежащей по пути, к той стране, куда намерена направиться партия. Сбор продолжается около двух недель. От похода никто не отказывается, исключая стариков и малолетних; партия должна заключать в себе от 800 до 3000 человек.
Желающие участвовать в походе должны иметь с собою необходимую одежду и съестные припасы. Одежда каждаго воина должна состоять из бурки, башлыка, полушубка, двух или трех пар обуви из сыромятной воловьей кожи, двух или трех пар теплых носков, сшитых из войлока или горскаго сукна. Провизия состоит из следующих припасов: пшено (гомия), копченое мясо, сыр, масло, перец, соль и тесто вареное на меду. Такого рода провизии каждый человек может нести на себе месячную пропорцию и более. Кроме оружия, каждый воин должен иметь с собою пару лыж. Для перевозки провизии и прочих тяжестей не берут ни лошадей, ни вьючнаго скота, и все что необходимо в походе каждый воин несет на себе. От этого никто не освобождается, какого бы знатнаго происхождения не был. Один только предводитель не несет на себе провизии, потому что во время похода он по обстоятельствам должен перебегать от одного фланга партии к другому.
Когда кончится для сбора назначенный срок, то предводитель собирает воинов своей деревни или околодка и отправляется на сборное место. По получении о том известия, туда спешат тоже и все приготовившиеся к походу. Тут каждая деревня составляет отдельную часть. У всех прибывающих предводитель делает смотр провизии и платья. Горе тому, кто осмелится прибыть без определеннаго количества провизии или одежды: его самым постыдным образом изгоняют из отряда.
Когда соберутся все, то предводитель поверяет число партии. Это делается двумя способами. Предводитель приказывает стать двум человекам друг против друга, взять палку одному за один конец, а другому за другой и приподнять ее выше головы, сам становится в стороне и приказывает всей партии проходить между этими двумя людьми; по мере того, как воины проходят, он их считает. Эта поверка называется подпалочною. Другой способ поверки состоит в том, что предводитель приказывает прислать себе от каждой партии, столько камушков, или зерен кукурузы, сколько в части находится воинов, и, сосчитав камушки или зерна, определяет число людей, поступивших под его начальство.
В собранной партии воины каждой деревни или околодка составляют особое отделение, которое называется отдельным огнем, по имени деревни или околодка. В таком отделении бывает от 10 до 100 человек и оно имеет своего старшину или начальника, который делает наряды и ведет очередь, кому из воинов следует идти на стражу, на работы и т.п. В важных случаях он ходит к предводителю для совещания и за приказаниями; в обыкновенное же время посылает за приказанием каждый день по утру и в вечеру расторопных воинов. В каждом отделении назначаются кашевары и дровосеки. На обязанности их лежит приготовление пищи для отделения и во время похода они несут на себе котлы, в коих варится пища; дровосеки обязаны на ночлегах и дневках заготовлять дрова, строить шалаши, расчищать под них места, занесенныя снегом, а также расчищать по дороге встречающиеся снежные обвалы и другия препятствия; для этого они должны иметь топоры и лопаты. Впрочем, при экстренных случаях, как например, когда встретится надобность навести мост, расчистить дорогу и т.п., то работают все без исключения. Собственной прислуги иметь никому не позволяется, но свойственное горцам уважение к людям пожилых лет, заставляет молодых прислуживать старикам, хотя бы те были ниже их происхождением.
Каждый воин имеет собственную провизию, но все одного огня едят вместе, и для того кашевары принимают ежедневно по ровной части провизию от каждаго для приготовления пищи. Пища состоит: из крутой каши, приготовленной из пшена, называемой гасти или абыста, из супа с мясом и пшена, приправленнаго стручковым перцем. Суп этот есть самая необходимая пища для убыхов в зимних походах, она заменяет им водку, согревает и укрепляет их.
Расходовать провизию без ведома целаго отделения строго воспрещается. Если кто либо по неопытности, или невоздержанности израсходует что либо скрытно, то за это подвергается большому стыду и это считается предзнаменованием неудачи или какого либо насчастия.
После поверки и осмотра партии предводитель назначает авангард и ариергард и на другой же день убыхи выступают в поход. Со сборнаго места поднимаются к северо-востоку к снеговым горам, и дойдя до самаго хребта, следуют по нем до того места, с котораго можно уже спуститься на Абхазския равнины.
В походе вся партия движется в две шеренги, т.е. по два человека рядом, плотно одна пара за другою. Переходить из назначеннаго места каждому строго воспрещается. Пока партия еще находится в своих пределах и не опасается внезапнаго нападения, то авангард и ариергард, не отделяется от главной силы. Со вступлением же в места опасныя, авангард и ариергард отходят от партии на полверсты и более, смотря по местности. Авангард высылает еще от себя вперед трех или четырех человек хорошо знающих местность. Люди эти, отойдя на некоторое разстояние, расходятся по обе стороны дороги, по которой должна следовать партия, осматривают овраги и леса и обо всем, что заметят, дают знать авангарду, а тот со своей стороны, ежели сочтет нужным, уведомляет предводителя. Впрочем, ежели предвидится опасность, то предводитель всегда сам следует в авангард.
Походы убыхов совершаются обыкновенно в январе или феврале месяцах. В это время ущелия в горах занесены снегом, по затвердевшей поверхности котораго партия проходит без всякой опасности. Если же сделается оттепель или упадет свежий снег так обильно, что трудно по нем пройти, то пять или шесть рядов с праваго фланга надевают лыжи, которых пару должен иметь каждый воин, идут вперед, протаптывают тропу и по ней движется вся партия.
Хотя партия следует по снежной и безлесной цепи гор, но ночлеги распределяют всегда в таких местах, где есть лес или кустарник, чтобы иметь огонь для варки пищи и для просушки промокшей во время дня обуви. Места для ночлегов определяются еще до выступления партии в поход. По прибытии на место ночлега, все снимают с себя лишния тяжести и приступают к устройству шалашей, заготовлению дров, расчистке места и разведению огней. Шалаши устраивают всегда в виде четырехугольника, на подобие нашего каре, и наружную их сторону оставляют открытою, чтобы в случае тревоги можно было без замешательства стать в ружье.
Ежели убыхи находятся в пределах враждебнаго им племени, или ежели по каким бы то ни было причинам, нужно принять воинскую предосторожность, то версты за три или четыре до места ночлега, они останавливаются и посылают из авангарда трех или четырех человек для осмотра местности, и когда посланные доставят сведение, что не имеется никакой опасности и следов неприятеля, то партия идет к месту, назначенному для ночлега. Авангард разделяется на несколько пикетов и занимает все места, чрез которыя мог бы пройти неприятель; партия же приступает немедленно к заготовлению всего, что нужно для ночлега, но ариергард останавливается от главной силы в таком разстоянии, в каком следовал днем, и подобно авангард, располагается на всех местах, чрез котрыя можно ожидать нападения врагов. Предводитель осматривает места, занятыя авангардом и ариергардом, и не сменяет их другими людьми, пока не разведут в отряде огней и не устроят всего, что нужно для ночлега; когда же все приготовления сделаны, то предводитель приступает к расчету, сколько нужно людей для ночнаго караула, приказывает им первоначально переменить мокрую обувь, ведет сам на пикеты и в то же время спускает авангард и ариергард из занятых ими мест. Ежели мороз небольшой, то ночные караулы остаются без смены на целую ночь, в противном же случае назначается две или три смены, но не более. Для ночлегов выбираются места неприступныя, которых очень много в горах; по этому в ночные караулы не много выходит людей. С разсветом партия снова выступает в поход.
Ежели погода благоприятствует, то партия никогда не делает дневок. Благоприятною же погодою считаются ясные безтуманные дни и крепкие морозы. Были примеры, что партия, застигнутая в половине дня метелью, не в состоянии будучи следовать вперед ни возвратиться к прежнему ночлегу, должна была оставаться на месте и теряла много людей от стужи. Поэтому если до выступления из ночлега, заметят признаки непогоды, то остаются на месте несколько дней, иногда и несколько недель, до тех пор, пока не возстановится ведро. Таким образом убыхи на переход в Абхазию употребляют от трех до пяти недель. Такая медленность в походе служит в их пользу потому, что абхазцы, хотя бывают всегда предупреждены о походе убыхов, но утомившись долгим их ожиданием, полагают, что партия от непогод возвратилась обратно, или взяла другое направление, пренебрегают осторожностью и оставляют входы в свой край без надлежащих караулов.
Когда партия пройдет часть снежных абхазских гор и дойдет до места, где предполагает спуститься на абхазския равнины; то поворачивает направо к юго-востоку и, дойдя до самаго перевала, где начинается лес, выбирает хорошую позицию в разстоянии одного усиленнаго перехода от места, на которое хочет сделать нападение, и располагается на ночлег. Ежели партия прибудет к месту перед вечером, то не располагается ночевать, а отдохнув немного и поужинав следует далее; если же прибудет так поздно, что не в состоянии будет после отдыха прибыть на разсвете к селению, обреченному на грабеж, то останавливается ночевать и на другой уже день вечером выступает далее. Таковый порядок соблюдается потому, что убыхи делают нападения только в ночное время, за полчаса до разсвета.
Перед самым нападением предводитель делает расчет: всю партию делит на три части, первыя две, в которыя назначает самых отборных и опытных воинов, - для нападения, в остальную часть отделяет людей старых, молодых и не опытных кашеваров и дровосеков, и из них составляет резерв, который подчиняет одному опытному воину и оставляет его на месте со всеми лишними тяжестями. Первыя две части, назначенныя для нападения, делит еще на три части. Одну часть назначает в авангард, вторую для грабежа, а третию в ариергард. Тогда убыхи выступают и стараются прибыть на грабеж за полчаса до разсвета.
Ежели жители Абхазии предупреждены о нападении, то зовут соседей из ближайших деревень к себе на помощь и когда собирается значительное число вооруженных, то половина из них располагается скрытно в тех местах, по которым должны пройти убыхи, остальные же, в ожидании неприятеля, помещаются в деревни, из которой выводят заблаговременно женщин, детей и стариков со всем домашним скарбом и прячут в безопасное место.
Партия хищников, двигаясь к предназначенной для грабежа деревне, выбирает обыкновенно самый тесный проход, чрез который караульные абхазцы пропускают ее свободно, не давая ни малейшаго признака о своей там засаде. Когда же убыхи, подойдя к деревне, встретят там приготовленный отпор и убедятся, что абхазцы уже проведали о них, то поворачивают назад и попадают между двух огней. Таким образом партия бывает иногда разбита наголову.
Не лишним нахожу сказать здесь несколько слов о боевых качествах абхазцев и убыхов. Убыхи хорошо действуют массами в открытом поле, и в этом отношении имеют преимущество над абхазцами; Абхазцы же между горскими племенами считаются отличными стрелками, дерутся очень хорошо вразсыпную, пользуясь с особою сметливостью местоположением, и в местах лесистых, перерезанных оврагами, всегда одерживают верх над убыхами.
Ежели абхазцы не проведали о прибытии партии, то она свободно спускается с гор, быстро подходит к деревне рядами в две шеренги, имея впереди авангард, в средине грабителей, а сзади ариергард. Подойдя к деревне, авангард расходится направо и налево, обходит беглым шагом деревню и останавливается, составив около деревни густую цепь. В то же время часть, назначенная для грабежа, разделяется на партии, по четыре и более человека, бросается на дома и захватив жителей врасплох, вяжет их, а в случае сопротивления убивает и забирает все, что попадется под руку.
Убыхи на месте грабежа остаются не более половины или трех четвертей часа. По данному предводителем сигналу, грабители оставляют деревню с пленными и всем, что успели захватить; ариергард отступая образует сплошную массу и составляет уже для отступления авангард, а часть его разсыпается по сторонам партии и прикрывает добычу. Бывший при нападении авангард теперь превращается в ариергард и удерживает натиск абхазцев, которые собираются наскоро при диком шуме грабежа. Но в такое короткое время абхазцы не могут собраться в значительном количестве, и убыхи, отстреливаясь, отступают в порядке к своему резерву. Абхазцы в таких случаях, зная, что убыхи не остаются долго на грабеже, торопясь как можно скорее на помощь своим соотечественникам, не успевают даже надеть теплой обуви, и потому могут преследовать партию только до снежных гор, откуда возвращаются назад, подбирая по дороге убитых и раненных своих и неприятельских.
Когда убыхи увидят себя свободными от преследования абхазцев и дойдут до безопаснаго места, то предводитель их останавливает партию для кратковременнаго отдыха и заботится о снабжении пленных необходимою одеждою, потому что захваченные врасплох, во время сна, они бывают часто одеты более нежели легко. Каждый из убыхов дает им что-нибудь из своей одежды. Вообще они с пленными своими обращаются очень человеколюбиво. Были примеры, что партия на обратном следовании, застигнутая вьюгою и метелью, останавливаясь по несколько времени на одном месте, многие отмораживали себе ноги, но одежду, выданную пленным, назад на отбирали.
По прибытии на место ночлега партия занимает свои шалаши. Женщин отделяют особо, поручают надзору одного добросовестнаго стараго воина и назначают ему в помощь караул. Таковой порядок охранения пленниц продолжается на всех ночлегах во время следования партии обратно. Лекарь осматривает раненных и дает им возможное пособие, а предводитель назначает людей к носилкам раненных и убитых. От этой обязанности никто не увиливает, напротив, считает для себя священным долгом. На другой день партия выступает в таком же порядке, как следовала в Абхазию и на ночлеги останавливается в тех местах, на которых останавливалась при движении на грабеж.
По прибытии на свое первое сборное место, всех пленных и добычу оставляют в отдаленном месте. Из среды партии выходит старый седой воин и произносит краткую молитву следующаго содержания: «Боже великий! Благодарим тебя за дарованную нам победу и за хорошую добычу, и впредь просим Твоего покровительства» и т.п. По окончании этой молитвы, приступают к разделу добычи, и совершившему молитву выдается из добычи одна из лучших вещей. Предводитель, по обычному своему праву, выбирает для себя одного пленнаго или пленницу и из всех награбленных предметов по одной вещи. Остальная же часть добычи, за исключением людей, делится по ровной части между участвовавшими в походе, исключая однако ж, кашеваров и дровосеков. На каждаго убитаго и взятаго в плен назначают добычу вдвое более против прочих, в пользу их родственников. Лишняя часть добычи полагается на поминки по убитым, а для взятых в плен, на их выкуп. Обыкновенно пленных абхазцев никогда не бывает столько, чтобы они могли быть разделены поровну между участвовавших в походе, то для раздела их, делят партию на столько частей, сколько имеется пленных и каждая часть получает по одному абхазцу. В последствии времени пленных продают и выручку за них делят между собою.
По окончании раздела добычи, партия выступает из сборнаго места и расходится по домам. Подходя к своим деревням они поют победныя песни, стреляют из ружей и пистолетов и тем дают знать родным и знакомым о благополучном окончании похода. Об убитых и взятых в плен извещают родственников следующим оригинальным образом: один из участвовавших в походе приближается к сакле убитаго, или взятаго в плен, становится на возвышенном месте, вызывает одного из его семейства и спрашивает: возвратился из похода такой-то? Это значит, что названный воин не возвратился, что не возвратится он никогда, что в чужой земле посмеются и наругаются над его телом враги… и тогда в семействе убитаго убыха начинаются плач и громкия рыдания, словно на похоронах.
Соломон Звалбай.
Г. Сухум-Кале.

Greylag

Сообщения : 248
Дата регистрации : 2013-02-08

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения