Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Ноябрь 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Календарь Календарь

Партнеры
Создать форум


Малая Азия и Кавказ в древности

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Малая Азия и Кавказ в древности

Сообщение автор Greylag в Ср Апр 10 2013, 17:11

Малая Азия и Кавказ в древности
Автор: Савойский А.В.
03.02.2008
Поскольку в последнее время появляется все больше фактов связи предков адыго-абхазов с народами Малой Азии, в частности с «хаттами» («протохеттами»), то хотелось бы ознакомить читателей с этим регионом, его народами и с событиями того времени.
Малая Азия или Анатолия – это полуостров, омываемый Черным, Эгейским и Средиземным морями. На северо-востоке он граничит с Передней Азией горами Понта, на востоке – горами Тавра, на юго-востоке - горами Антитавра. Сразу же возникает аналогия с горами и народом «тавр» в Крыму и «нартами» («нат», «ант») на Кавказе. Западная часть полуострова – изрезанное побережье с удобными бухтами. Юг Анатолии славился своими кедрами и соснами, горы – богатыми залежами золота, серебра, свинца, цинка, меди и железа, в озерах добывали соль.

По данным лингвистов и историков в 9-8 тыс. до н.э. Произошел распад сино-кавказской языковой общности с центром в Малой Азии и Закавказье. Первыми отделились «протобаски» (предки современных басков в Испании), мигрировали на запад и осели на Пиренеях. Народы хатто-хурритской языковой группы остались на месте и примерно в 4 тыс. до н.э. разделились на самостоятельные этносы. Часть «сино-кавказцев» ушла в 7 тыс. до н.э. на восток и осела в Индии на Памире («бурушаски», «нахали», «кусунда»), часть пошла дальше в Китай, Тибет, Енисей («кеты»), Северная Америка («атабаски», «хопи», «навахо»).

В 8-7 тыс. до н.э. в М.Азии существовали поселения из глинобитных домов, жители которых занимались охотой и земледелием. Со второй половины 7 тыс. до н.э. до первой половины 6 тыс. до н.э. датируется так называемая «культура Чатал-Хююка», одна из самых развитых в Древнем Востоке. Племена этой культуры освоили плодородную долину Конии, возделывали около 14 видов растений (несколько сортов пшеницы, ячмень, горох и т.д.), разводили коз и овец, плавили металл (медь и свинец) для изготовления мелких предметов. Их верховными культами были культ Быка и культ Богини-матери, покровительницы плодородия.

В 5-4 тыс. до н.э. уже развились земледельческо-скотоводческие общины, начали чаще встречаться металлические изделия (медные тесла и топоры, серебряные украшения). Вообще, природные условия Анатолии способствовали существованию на ее территории одновременно около 10 культур. На юго-востоке заметна культурная связь с более развитыми в то время Месопотамией и Египтом.

В 3 тыс. до н.э. происходит рост укрепленных центров, зачатков городов, и подъем ремесленного производства, развитие торговых отношений. Процветает обработка металлов, кузнечное и ювелирное дело – бронза (сплав меди и олова) становится популярным металлом. В связи с этим улучшается и вооружение – кинжалы, мечи, топоры, появляются первые шлемы.

Одни из древних обитателей центра М.Азии были «хатты» и родственные им горные племена «касков» («кашки»), жившие на севере в Понтийских горах и южном Причерноморье. Анализ их языка и совпадение этнонимов указывает на их родство с адыго-абхазами Кавказа. Заметно сходство этнонима «каска» («кашка») с наименованием адыгов у соседних народов – кашак (груз.), гашк (армян.), касах (визант.), касог (русск.). А этноним восточного каскейского племени «апешлай» схож с наименованием абхазов – апсил (греч.), апшил (груз.), апшилк (армян.). По аккадским (вавилонским) легендам примерно во времена правления их царя Саргона (2316-2261 гг до н.э.) купцы жаловались царю на притеснения в хаттском городе Бурушхаттум (Бурусханда), а примерно в 2200 г. до н.э. аккадский царь сражался с объединением 17 царей, среди которых был и царь хаттов по имени Памба. На востоке (армянское нагорье), юго-востоке (Северная Месопотамия) и юге (Северная Сирия) обитали также местные племена «хурритов» («хурри»). Самый древний найденный текст на хурритском языке относится к 2500-2000 гг до н.э.

Примерно в начале 2 тыс. до н.э. в Анатолии появляются народы индоевропейской языковой семьи – неситы, лувийцы, палайцы. Точно неизвестно откуда они пришли, но по одной из версий – появились с Балкан, по другой – с юго-востока через Кавказ. «Индоевропейцы» постепенно проникли в хатто-хурритскую среду и стали преобладающей силой. В центральном районе они сохранили за собой название местного этноса «хатти», поэтому современные ученые для удобства называют их «хетты», т.е. «хетты» - это собирательное название хаттов, хурритов, неситов, лувицев и палайцев. «Хетты» переняли множество элементов хаттской культуры – культов, социальной организации, обряды, имена и термины. Так хаттское название железа «hap/walki» было перенято хеттами, проникло в хурритский и далее в западно-аккадский, европейские и др. языки. Хаттский бог-кузнец Хасамил стал у хеттов Хасамили. Остались хаттские титулы придворных, жрецов, царя («табарна»), царицы («таваннана» - ср. адыгское «ан», «нанэ»), царевича («тухканти») .. переняты атрибуты царской власти – особое копье, посох, ритуальный трон («халмасуита» - «то на чем сидят»), чувяки с загнутыми вверх носиками и многое другое. Царь и царица считались соправителями и имели свои дворы и придворных. У хаттов заимствован и обряд кормления знати с царского стола и акт дарения земель за службу царю (ср. дарение земель адыгскими князьями своим уоркам). Бгажноков в своей книге «Черкесские игрища» заметил, что хеттские слова «zahhiya» (сражаться, воевать), «zahhai» (битва) аналогичны с адыгскими терминами «зауэ»(война), «зэхэуэ» (стычка, перестрелка). Также можно предположить, что элемент «хьат», часто встречающийся у адыгов в значении «власть, властвовать», восходит к хатто-хетской культуре. Например, адыгское «шухьатий»-«распорядитель всадников», «джэгу хьатым»-«распорядитель игрища». Тогда, по мнению Бгажнокова, получается, что «хьатияк1о» (распорядитель игрища на адыгских праздниках) значит «властитель» или «распорядитель», что и соответствовало его деятельности. Схожи также роли «скипетроносцев» у хеттов и хатияко у адыгов, который управлял ходом игрища особым жезлом (скипетром).

Долгое время о существовании хеттов было известно лишь из отрывочных сведений Библии и их считали одним из семитских народов, но в 1887 года было обнаружено существование Хеттской державы не уступающей по силе тогдашнему Египту, а в 1915 году было открыто отношение хеттского языка к индоевропейским.

В 20-18 вв. до н.э. появляются небольшие государственные образования вокруг городов, на основе племенных союзов (Напр.: Неса, Бурусханда, Куссар, Хаттуса). Большую роль в их развитии сыграли колонии ассирийских и аморейских (совр. Сирия) купцов. Благодаря купцам местная знать богатела и все более обособлялась от общинников. Официально такие города подчинялись царям, но внутренние дела решались собранием свободных жителей, способных носить оружие – «панкус». Первые попытки объединения городов в 18 в. до н.э. Так правитель Куссара захватил город Неса, позже царь Анитта перенес свою резиденцию туда и захватил город Хаттуса. Правитель Бурусханда сам покорился царю и преподнес ему величайшие ценности того времени – железные трон и скипетр. Т.о. Анитта стал правителем «Древнехеттского царства» (18-16 вв до н.э.).

В 16 в. до н.э. в Хеттском царстве началась междоусобица, что чуть не привело к его гибели, были потеряны многие провинции. В это же время на севере Анатолии усилились «каски» и племена «ацци-хайса», которые примерно в 1420-1380 гг отрезали путь к Черному морю и горам Понта, богатым железом, захватили и разорили центр царства Хаттусу. Но в 14 в. до н.э. государство опять возрождается при царе Суппилулиуме I, который делает упор на усилении военной мощи, принимает на вооружение легкие трехместные (возница, стрелок, щитоносец) двухколесные колесницы запряженные лошадьми, что многократно усиливает хеттскую армию. До этого были известны четырехколесные колесницы ассирийцев, запряженные ослами, на стрелка и возницу, причем колеса были сплошные без спиц. Правителями хурритской Митании в то время была династия арийского (иранского) происхождения. Арийцы принесли в Переднюю и Малую Азии искусство коневодства. Так в найденном архиве хеттских царей сохранился трактат по уходу и тренингу лошадей, написанный митанцем. И вообще, в период «Новохеттского» царства заметно сильное преобладание в нем хурритского элемента, династия и большинство правящей знати были хурритского происхождения. Суппилуиума I также совершил удачный дипломатический ход и выдал свою дочь за правителя горной страны Ацци-Хайса, восточного соседа - касков, чем получил доступ к богатым залежам железа.

Остановимся подробнее на роли железа в те времена. Во 2 тыс. до н.э. основным монополистом производства железа были хаттские, затем хеттские племена. После падения Хеттского царства в 13-12 вв. монополия прекратилась, но и в 1 тыс. до н.э. месторождения анатолийского железа оставались в секрете и сохранялись обитавшими рядом племенами, которых греки называли «халиб», правда уже начался его свободный вывоз. Вообще, большая часть военных походов великих держав 8-7 вв до н.э. связана с попытками захвата «железного пути», т.к. владение большими запасами железного оружия многократно усиливало военную мощь государств. Вскоре секрет добычи железа был раскрыт, начались разработки руд в Сирии, Закавказье, Европе, Египте, Китае и т.д. В Европе и на Ближнем Востоке было открыто производство более крепкого углеродистого железа близкого своими свойствами к стали.

Воспользовавшись снижением внешнеполитической активности Египта при Эхнатоне, хеттский царь Суппилулиума захватил сирийское побережье Средиземного моря до р.Иордан и покорил на востоке Митанию. При Мурсили II (1340-1305 гг до н.э.) хетты еще более усиливаются и выходят на юго-западе к Эгейскому морю. Египет при Рамсесе II пытается вернуть свои земли в Сирии и в знаменитой битве при Кадеше терпит поражение. Вскоре усиление на юго-востоке Ассирийского царства заставляет Египет и царя хеттов Хаттусили III подписать в 1280 г. до н.э. мирный договор, согласно которому египтянам отошла Палестина и Южная Финикия, хеттам – Северная Финикия и Сирия. Рамсес и Хаттусили III обязались оказывать друг другу военную помощь от внутренних и внешних врагов, закрепив договор браком фараона на дочери хеттского царя.

В 13 в. до н.э. греки разгромили Троянское царство, чем воспользовались хетты и продвинули свои границы на запад, но уже в конце века образовался мощный союз индоевропейский племен «народов моря» (Эгейского), который вторгся в Малую Азию и разгромил хеттов, примерно в 1190 г до н.э. Хеттское царство перестало существовать. Вплоть до 8 в до н.э. еще существовали мелкие государства с хеттскими традициями и культурой (Табл, Хатти и др.), но все они оказались под властью Ассирии и хеттские язык и письменность исчезают.

Пользуясь распадом хеттского царства, в 12 в до н.э., с запада на восток начинают продвигаться балканские племена фригийцев, которых аккадцы и лувийцы называли «мушхи» (возможно «мосхи»). Они дошли до Армянского нагорья, осели в верховьях Евфрата и являлись предками современных армян. Вдоль побережья на южное Причерноморье проникают также протоабхазские и протогрузинские племена, известные в последствии как «халибы» или «халды». На месте Хатти появляется новое государство – Фригия. Но уже в 8 в. до н.э. в Малую Азию приходят кочевники: с северо-запада - балканские «траки» («фраки»), с северо-востока – Кавказские «киммерийцы». Киммерийцы, натолкнувшись на сильное в то время государство Урарту (совр. Грузия-Армения), пошли дальше, захватили в 675 г до н.э. Фригию и правили там 20 лет до прихода в Малую Азию скифов, которые их окончательно разгромили.

Здесь надо подробней остановиться на «киммерах» и «фраках». Киммеры своим образом жизни во многом были схожи с адыг-абхазами и мнение об их ираноязычности не имеет оснований (С.Х. Хотко). По разному называли их, столкнувшиеся с ними народы – «киммериой» (греч.), «гиммирай» (ассир.), «гимири» (перс.), «гамира» (армян.) и т.д. Здесь можно сопоставить осетинское слово goumiri (герой, богатырь). Согласно осетинскому фольклору goumiri были великанами и жили в Осетии до прихода нартов.

Также с киммерами сопоставима адыгская народность «чемгуй» («кемгуй»), название которой раньше произносилось «к1эмыргуей» (кемиргой). Э. Спенсер писал, что сами чемгуи произносили свой этноним как «кемиркуа» (kemirqua). Первое упоминание о чемгуях в русских летописях относится к 17 в., в турецких – к 15 в., по записям адыгского историка Шоры Ногмова князья Кемиргоя фигурировали в 10 в., арабские источники зафиксировали народ «Кимари» в одном ряду с Славянами, Русами, Хазарами в 8 в. А Дионисий Периэгет во 2 в. н.э. поместил киммеров между синдами и керкетами, т.е. примерно в районе современного Новороссийска.

На родство киммерийцев и адыго-абхазов указывает следующие факторы:
Они обитали на территории Северо-Западного Кавказа
Именно с Северо-Западного Кавказа совершали они свои набеги на Закавказье и Малую Азию
Во время набегов они проходили по территории, которую занимали адыго-абхазы или родственные им племена (Восточное Причерноморье, Колхида, страна касков).
Именно в стране касков они основали свою страну «Гамир».
Также много параллелей у фракийцев с адыго-абхазами, в основном связанных с существовавшим с 6 в. до н.э. Боспорским царством.

Эта цикличная связка «адыго-абхазы – киммерийцы – фракийцы – хатто-каски» указывает на существование вдоль всего побережья Черного моря (Анатолия, Колхида, Северо-Западный Кавказ, Северное Причерноморье, Фракия) единого этнического массива, который еще предстоит изучить в будущем.

Greylag

Сообщения : 248
Дата регистрации : 2013-02-08

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения