Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Ноябрь 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Календарь Календарь

Партнеры
Создать форум


Убыхи. Пеший отряд.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Убыхи. Пеший отряд.

Сообщение автор Greylag в Пт Фев 08 2013, 17:09

Убыхи, как и кабардинцы, стояли на более высокой, чем их соседи ступени военной организации.

Предводитель на все время похода имел право казнить ослушников. Каждый терпеливо переносил от него брань, и даже побои, на которые в другое время, убых ответил бы оружием. Во время похода предводитель пользовался безусловным повино­вением всей партии. Предводителю предоставлялось право действовать по своему усмотрению и не открывать никому заранее своих намерений.

Предводитель выбирался народом при сборе большого войска. Последним мог быть только человек, известным своей храбростью, который бывал уже в нескольких походах в качестве простого воина, а также командира небольших отрядов от 10 до 30 человек, проявив при этом мужество и распорядительность. Предводитель должен был быть крепкого сложения, в состоянии переносить холод и голод, чтобы служить примером для всех остальных. Часто пешие походы убыхов происходили в зимнее время.

Объектами таких походов были Абхазия, Абадзехия, Махош и другие области Черкесии, кроме Шапсугии, с которой убыхи находились в союзных отношениях. Впоследствии, в разгар Русско-Кавказской войны, такой союз был заключен с натухайцами и абадзехами. В походе могли принять участие все желающие кроме дряхлых стариков и детей.

Местом сбора пешего войска назначалось обыкновенно глухое ущелье неподалеку от последней деревни, за которой начиналась та область, куда направлялся набег. Воины обязывались иметь при себе необходимую походную одежду, состоящую из бурки, башлыка, полушубка, двух или трех пар обуви из сыромятной кожи, двух или трех пар толстых носков, сшитых из войлока или домотканого сукна. Продовольствие, рассчитанное на месяц, все, кроме предводителя, несли на себе. Оно включало обычно в себя пшено, копченое мясо, сыр, масло, перец, соль и тесто, варенное на меду. Когда собиралось войско, достигавшее иногда трех тысяч человек, предводитель отправлялся на место сбора. Здесь им производился осмотр одежды, продовольствия, экипировки воинов. Те, у которых оказывался недостаток в одежде и необходимом количестве продовольствия, изгонялись из войска с позором. Затем производился подсчет собравшихся воинов. Для этого предводитель пропускал всех по одному между двух человек, стоявших друг против друга, держа над головой палку. Иногда, вместо такой проверки, предводитель приказывал прислать к себе от каждого отряда из одного селения столько камешков, сколько находилось в нем человек, и таким образом определял общую численность войска.

Войско делилось на авангард и арьергард. В свою очередь, они состояли из подразделений воинов одной деревни численностью от 10 до 100 человек. Такое подразделение, по выражению убыхов, отдельный огонь, имело своего командира, обязанного в порядке очереди выделять людей в наряды, караулы, приходить к предводителю за приказаниями и для совещаний. Командир отдельного огня назначал кашеваров, дровосеков и вестовых, посылаемых каждое утро к предводителю для получения приказаний и распоряжении. Кроме приготовления пищи, кашевары обязаны были нести на себе котлы, в которых варилась пища для целого отделения; дровосеки заготавливали дрова, расчищали места, занесенные снегом, строили шалаши, выполняли работы по разработке дорог. Молодые люди, по обычаю, прислуживали старикам, потому что прислуги никому иметь с собой не полагалось. Кашевары принимали ежедневно от каждого отдельного воина продукты поровну и готовили общую пищу для всех лиц, составляющих отдельный огонь. Пищей служили крутая пшенная каша, суп из мяса и пшена, приправленного стручковым перцем. Этот суп, в изобилии приправленный перцем, заменял убыхам водку и согревал их в морозы. Расходовать провизию без ведома отделения строго воспрещалось, а кто расходовал ее тайком, тот подвергался большому стыду; подобные поступки, по народному суеверию, считались дурным предзнаменованием неудачи или какого-нибудь несчастья.

В походе убыхи следовали колонной, по два человека в шеренге. Переходы с места на место строго воспрещались. В безопасных местах авангард и арьергард следовали вместе; в противном случае соблюдали ди­станцию в 1,5 версты и более. От авангарда высылались вперед несколько человек для осмотра дорог, леса, оврагов; обо всем замеченном доносилось предводителю. В случае затруднения движения из-за свежевыпавшего снега, 5-6 воинов из правого ряда каждого отделения надевали лыжи (они должны были быть у каждого) и протаптывали дорогу для остального отряда. Места ночлегов определялись заранее по маршруту движения войска. Обычно они располагались в гористой малодоступной местности, с лесом и кустарником. С прибытием на ночлег, если он находился в безопасном месте, все снимали с себя тяжести, устраивали шалаши, заготавливали дрова и разводили огонь. Шалаши устраивались в виде четырехугольника с одной открытой наруж­ной стороной, чтобы без замешательства встать в ружье. В случае, если была опасность неприятельского нападения на той местности, по которой двигалось войско, в предполагаемое место остановки на ночлег высылалась разведка. Только после донесения посланных о совершенной безопасности, войско отправлялось на выбранное место. Авангард и арьергард сразу же выставляли пикеты и занимали все проходы; они оставались на своих местах до тех пор, пока назначенные в ночной караул люди не обогревались и не насыщались. Предводитель лично разводил и выставлял их на посты. Летом или в небольшие морозы зимой караулы оставались на всю ночь без смены, в противном случае сменялись два или три раза. С рассветом войско выступало в поход; дневки делались очень редко и только при ненастной погоде; тогда выжидали хорошей погоды, оставаясь на месте иногда несколько дней и даже целую неделю.

Благоприятной для походов погодой убыхи считали ясные дни и крепкие морозы. На расстоянии одного усиленного перехода до объекта нападения войско останавливалось и занимало удобную позицию. Если прибывали на это место перед вечером, то не оставались ночевать, а, отдохнув и поужинав, отправлялись далее. Но если прибывали поздно вечером, так что до рассвета не успевали дойти до места грабежа, то останавливались ночевать и выступали на другой день вечером. Убыхи нападали только ночью за полчаса до рассвета.

Перед нападением предводитель делил войско на три части: две, предназначенные для нападения, состояли из отборных воинов; а третья часть, из стариков, молодых, кашеваров, дровосеков, образовывала резерв и оставалась на месте ночлега со всеми лишними тяжестями. Из первых двух частей формировался авангард и арьергард. Кроме того, из арьергарда выделялась часть непосредственно для грабежа. Обойдя справа и слева деревню, и окружив ее густой цепью, авангард останавливался. После этого начиналась атака. Убыхи атаковали рядами в две шеренги, имея впереди авангард, посредине грабителей, а сзади арьергард. Партии грабителей, разделившись на кучки по четыре человека в каждой, врывались в дома, грабили, вязали пленных. Нападения убыхов были скоротечны.

Через полчаса или через три четверти часа начиналось отступление: авангард становился арьергардом и удерживал натиск неприятеля, а бывший арьергард - авангардом, прикрывающим добычу. С пленными убыхи поступали человеколюбиво, давали им свою одежду и обувь; при остановке партии на ночлег или дневку, отделяли мужчин от женщин; последних поручали надзору добросовестного старика и давали ему в помощь караул. Лекарь, находящийся в отряде, оказывал помощь раненым: делал перевязки, давал лекарства. Предводителем назначались люди к носилкам убитых и раненых. Обязанность носильщиков считалась почетной и от нее никто не отказывался.

Достигнув места сбора, начинали дележ добычи. Подходя к своим деревням с пленными и добычей, убыхи, как и черкесы, пели песни, стреляли в знак победы и удачи.

У убыхов существовал особый способ сообщать род­ственникам о погибшем. Один из односельчан подойдя к дому убитого, становился на возвышенном месте и вызывал его родственника. — Возвратился такой-то из похода? - спрашивал он вызванного. Это значило, что того, о ком спрашивают, нет в живых, и тогда в семействе убитого начиналось оплакивание .

Таким образом, как мы видим, организация военных походов, тактика, военная организация и вопросы дисциплины имели свои особенности у разных этнических групп черкесов в зависимости от разных факторов: социально-политическое, административное устройство («аристократическое» - «демократическое»); природно-географические условия (горы - равнина), численность (войско - небольшой отряд); состав участников (пешие - конные) и некоторые другие.

Greylag

Сообщения : 248
Дата регистрации : 2013-02-08

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения