Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Ноябрь 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Календарь Календарь

Партнеры
Создать форум


Военные обычаи и организация медицинской помощи у черкесов в XVIII – XIX вв. А.А. Остахов

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Военные обычаи и организация медицинской помощи у черкесов в XVIII – XIX вв. А.А. Остахов

Сообщение автор Greylag в Пт Фев 08 2013, 16:38

Военные обычаи и организация медицинской помощи у черкесов в XVIII – XIX вв.
А.А. Остахов
Важным элементом в системе организации вооруженных сил любого народа и государства является военная медицина. Не составляли в этом плане исключения и черкесы, но их военно-медицинская организация имела ряд особенностей.
В составе адыгского войска всегда находились врачи. Во время сражения тела убитых и раненых горцев сразу же уносились с поля боя их товарищами в безопасное место. Когда войско отступало, убитых и раненых перевозил авангард, в то время как арьергард прикрывал их отступление. Если тела погибших оставались на поле боя, черкесы возвращались обратно и снова вступали в бой с неприятелем, чтобы забрать тела павших. Они не уходили, пока не удавалось этого сделать.
Во время отступления адыгского войска медицинская помощь раненым не оказывалась вплоть до первой стоянки. На привале горцы укладывали всех раненых и убитых раздельно, после этого врач начинал оказывать им первую помощь. Над телами павших товарищей черкесы совершали обряд – пели погребальные песни. Затем из древесных ветвей делали специальные носилки, на которых тела убитых и раненых развозили по аулам. Далее погибших воинов готовили к похоронам, а тяжело раненых лечили адыгские врачи-хирурги.
Раненых черкесов их товарищи размещали вокруг костров и перевязывали им раны. Вместо бинтов они использовали одежную ткань, разрывая ее на куски. Затем врач по очереди оказывал помощь каждому раненому. А. Фонвиль описал эту процессию: «Около этих несчастных ухаживал старый хаджи, которого все медицинские познания ограничивались одним средством, с помощью которого он излечивал всякие болезни; из путешествия своего в Мекку хаджи принес какую-то печатку, на которой был вырезан стих из Корана. Когда он приступал к лечению, то прежде всего намазывал эту печатку чернилами, затем отпечатывал на клочке бумаги стих из Корана и бумажку эту клал на чашу, наполненную водой, больной должен был выпить несколько глотков этого питья, и затем он мог быть совершенно спокоен за немедленное же излечение» . В случаях, «если они не могут заглушить боль применением амулета, они, подобно арабам, используют горячее железо; и, если кровь под влиянием их могущественных чар не перестает струиться из раны, применяется пластырь из ошпаренной смолы» . Были еще другие способы лечения раненых, аналогичные этим, но их трудно назвать медицинскими, поэтому Хан-Гирей называл таких врачей «духовными» . Несмотря на примитивность методики их лечения, они пользовались уважением и доверием среди горцев .
Из-за слабой организации и низкого уровня черкесской медицины, большинство воинов с ранениями средней тяжести в течение месяца умирали, а все без исключения тяжелораненые воины умирали через 1-2 дня. Э.Спенсер, касаясь этого момента, писал: «Врачи, или вернее, святые, которых мы находим одного или двух в каждой деревне, совсем не знают медицины или хирургии: кинжал является заменителем ланцета. <…> Поэтому, как можно предположить, опасно раненый человек не имеет ни одного шанса выздоровления; и, несмотря на их непрекращающиеся войны с Россией, искалеченный воин никогда не встречается в этих районах, что, однако, с подобными хирургами не может быть поводом для удивления» .
Черкесы, будучи не в состоянии изменить эти ужасные реалии, противопоставили им свое крепкое здоровье, военные традиции, приучавшие горцев с ранних лет не бояться ранений, мужественно переносить боль, не страшиться смерти, умирать с достоинством, и фатализм .
Горцы обладали крепким здоровьем, которое удивляло многих современников . Так, Хан-Гирей по этому поводу писал: «Всегдашняя привычка жить под открытым небом немало способствует к их здоровью, которому изнеженные люди должны завидовать. Черкес зимнею порою, когда реки замерзали около своих берегов на сажень и более расстояния и покрыты большими льдинами, несомыми течением воды, переплыв даже чрез большие реки, при весьма обыкновенных случаях и, как будто бы ничего не бывало, отправляются в путь» . Причиной крепкого здоровья горцев был воинский уклад их жизни: «…рожденные, так сказать, на поле ратном, войною снискивая славу и уважение соотечественников, войною же питаясь, они привыкают к перенесению трудов неимоверных: голод, стужа, жар, усталость, жажда им нипочем; они свыклись со всеми этими необходимыми спутниками военной жизни» . Благодаря этому легкие ранения были не опасны для жизни черкеса и быстро заживали. Этим объясняется тот факт, что адыгские врачи не лечили легко раненых воинов.
Жизнь черкесов проходила в постоянных войнах, где смерть была обычным явлением. Поэтому у них выработалось пренебрежение к смерти. Черкесские воины, особенно князья и дворяне, относились к ней как к желанному концу своей жизни и поэтому не боялись погибнуть на поле боя или от боевых ран. В.А.Потто, затрагивая этот вопрос, писал: «Отважен и дерзок был черкес в набеге, но он умел смело и прямо посмотреть и открытые очи смерти. Набег обещал торжество и славу, но он же грозил гибелью. И нет ничего поразительнее той гордой отваги, с которой черкес умирал» . Но адыгские воины всегда старались сделать так, чтобы их смерть была достойной настоящего воина, ибо другие ее формы могли опозорить их имена. Так, Н.И.Лорер, декабрист и участник Кавказской войны, был свидетелем подобного случая. Однажды к Раевскому приехал черкесский князь с просьбой о выдаче тел убитых горцев, которые лежали в куче рядом с его палаткой. Когда Раевский приказал выдать просимые тела, «горцы отобрали тела убитых пулями», но оставили тех, кто был заколот штыками так как «смерть от штыка они считают бесчестною» .Помимо этого с распространением исламской религии среди адыгов в их сознании укоренился фатализм, еще более усиливавший пренебрежение к смерти . Судя по воспоминаниям А.Фонвиля, в условиях боя это средство имело неплохой эффект: «Страдания от ран черкесы переносили с необыкновенною твердостью; даже тяжело раненые не выражали громко своих страданий, стараясь показать вид, что они ничего не чувствуют; они без малейших предосторожностей предавались своим обычным работам, и на предложение наше не утруждать себя и отдохнуть, они всегда отвечали, что это ни к чему не может послужить и что они гораздо лучше сделают, так как им уже суждено от бога умереть, если они не будут идти против его предопределения» .
В отличие от духовных врачей, у черкесов были врачи, обладавшие медицинскими знаниями, которые лечили раны с помощью лекарственных настоев из растений и даже прибегали к хирургическим операциям . Хан-Гирей дал характеристику их врачебному искусству: «…их искусство в лечении вообще весьма ограничено; однако ж они нередко с большим успехом лечат тяжело раненых и даже умеют, в случае нужды, отпиливать поврежденные кости; но никогда не отнимают целых суставов, хотя и мастерски иногда совершают страшные операции, до чего они достигают посредством частой практики. <…> Лекарства, употребляемые ими, приготовляются из разных растений, в своих землях добываемых; к этому присовокупляют они разные потребности, привозимые из Турции или из России. Инструменты их чрезвычайно грубы, почему легко себе представить, какую ужасную боль претерпевают больные при операциях». Пока врач проводил лечение, черкесы толпились около своих тяжело раненых товарищей и всячески соболезновали им, облегчая их болезненные муки. Легко раненым бойцам вообще не уделяли внимания.

Greylag

Сообщения : 248
Дата регистрации : 2013-02-08

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения