Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Ноябрь 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Календарь Календарь

Партнеры
Создать форум


Тайный «охотничий» язык у черкесов (адыгов).

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Тайный «охотничий» язык у черкесов (адыгов).

Сообщение автор Greylag в Ср Июн 19 2013, 11:00

Черкесы верили, что использование тайного «охотничьего» языка во время походов и охоты имело скрытую силу, защищало от злых духов и приносило удачу, а вместе с ней победу.[1][url=#_ftn1][/url]
[url=#_ftn1]
[/url]
Шакобзэ (ЩакIуэбзэ) «фаршибзе» и «зиковшир» так в черкесском языке в разных формах именовался тайный «охотничий» язык, появлением которого, по мнению ряда исследователей, обязаны охоте: ЩакIуэбзэ: «щакIуэ» — охотник, «бзэ» — язык. Охотники верили, что они могут скрыть свои намерения от зверей, так как они думали, что звери понимают язык людей, поэтому козу охотники называли не "бхан", а "ткеше" (малый короткий хвост), лошадь - не "шы", а "кепе" (быстро несущееся животное), огонь - не "маш1о, мапха" , а "негхуне" (глаз света). [2]

Разговаривать в обществе на «охотничьем» языке запрещалось, но такое правило не распространялось на черкесскую аристократию, которая сделала из тайного языка, язык элиты, дабы подчеркнуть свой социальный статус. На нем говорили черкесские князья, когда встречались между собой будь то в обществе или же на княжеском совете. Многие современники, побывавшие в Черкессии в 18-19 веках описывали своеобразную тайную  военную организацию под названием «ШупщыIэ» (шалаш всадников) организация созывалась в одно и тоже время  - в первых днях сентября, с целью разбойного набега, составленную исключительно из черкесской аристократии, которые приходили в стан в масках. По свидетельству офицера русской армии Ф. Ф. Торнау, крестьянам было запрещено близко подходить к стану на­ездников, а также интересоваться находящимися там людь­ми. Даже братьям и другим родственникам было запрещено подходить к стоянке, где на­ходился князь с дружиной.[3]
Швейцарский путешественник 19 века Ф. Дюбуа де Монпере описывал так данное мероприятие: «Когда собираются, при наступлении осени, со своими соучастниками, в набеги князья и дворяне, они говорят, желая утаить смысл своих речей от других, на совершенно своеобразном языке, называемом ими «такобза» и не имеющем никакого сходства с черкесским, но народу не разрешают говорить на этом языке. Из всех авторов только Рейнеггс приводит несколько примеров этого жаргона, который, весьма возможно, представляет какой-нибудь оригинальный язык и доказывает, что в черкесском народе имеются различные элементы и что князья и дворяне — пришельцы, внедрившиеся здесь силой и хитростью. [4]
Ф. Дюбуа де Монпере не знал черкесский и тем более не был специалистов в области лингвистике, поэтому он сделал ложный вывод о том, что черкесские князья имели иное происхождение от остальных черкесов, возможно, так он пытался объяснить языковое различие. В отличии от Ф. Дюбуа де Монпере польский путешественник Ян Потоцкий утверждает что «охотничий» язык был всего лишь жаргоном черкесской аристократии, а само мероприятие описывает как ежегодный ритуал:
 «Каждый черкес­ский князь покидает свой дом, удаляется в горы или в лес, где строит шалаш из вековых деревьев» Его сопровождают преданные ему дворяне, но никто из его семьи не смеет приблизиться к шала­шу. будь то даже его брат. Здесь все присутствующие пребывают замаскированными, т.е. они за­крывают лицо и совершенно не говорят по черкески; все разговоры ведутся на некоем жаргоне, который они именуют «шакобза»». Там же собирают­ся тайные дружины князя, которые вместе с ним принима­ли участие в кражах и грабежах; среди них могут оказаться представители других национальностей — мисджегов, осе­тин и т. д.; они появляются также замаскированными по той причине, что могут встретить людей, с которыми они находятся в состоянии кровной мести и которые могли бы их убить. Только князь знает их всех и находится в центре всех тайн. Этот маскарад продолжается шесть не­дель, в течение которых маленькие банды в масках собира­ются для грабежей в округе и, поскольку все настороже, дело не обходится без убитых и раненых, в том числе среди князей, потому что они не раскрывают себя, а в противном случае их щадили бы»[5]
Подобное описывает другой, но уже английский путешественник Д. Белл: «Они, пользуются од­ним из древних преимуществ своего сословия, а именно собираться в отряды для грабительских набегов … в сосед­ние провинции … при этом из боязни быть узнанными, они надевают маски и, кроме того, говорят между собой на непо­нятном для других языке или, быть может, на своем осо­бом жаргоне с той целью, чтобы помешать вторжению в круг их интересов непосвященных».

Объяснить или оправдать такое явление сегодня очень трудно, по сути черкесская аристократия совершала законно свои преступления против своего же народа.
Что касается самого «охотничего» языка  то такие языки присутствует у многих  народов мира, на Кавказе такие языки также распространен у чеченцев, ингушей, абхаз и осетин, у осетин такой язык называется «хатиагский» по поверью осетин на «хатиагском»  говорили сами нарты. Большой вклад по изучению вопроса «охотничьего» языка у народов Кавказа   внесли работы исследователей Кишева А.С, Алборов Б.А, Мирзоев А, Дир А, Гулия Д.



[1] Кишев А.С. О «тайных» языках адыгов (1986г. Нальчик)
 
[2] Г. В. Григоренко «Тайные профессиональные, гендерные языки и их культурная стратификация»
 
[3] А.Мерзей. Институт наездничества — ЗекIуэ Организация ШупщыIэ
 
[4] Ян Потоцкий (1761-1815 гг.) Путешествие в Астраханские и Кавказские степи.
[5] Там же.

@ Military art of Circassia /2013.

Greylag

Сообщения : 248
Дата регистрации : 2013-02-08

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения